Фрагмент для ознакомления
2
Российская Федерация выступает социальным государством, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное формирование человека. Отсюда поддержание социально приемлемого уровня жизни – это одна из первостепенных задач нашей страны, а обозначение причин социального неравенства и способов его преодоления - главное условие социальной политики, которое превратилось на сегодняшний день в насущный вопрос, связанный с перспективами становления всего общества.
Исходя из данного выше определения социальной защиты инвалидов, можно предположить, что под социальной поддержкой таких граждан понимают систему предоставленных государством экономических, правовых, социальных мер разнообразной поддержки, обеспечивающей детям-инвалидам необходимые условия для нормальной жизни и преодоления возможных ограничений их жизнедеятельности.
Меры социальной поддержки инвалидов устанавливаются на уровне федерального и регионального законодательства.
На уровне федерального законодательства установлены со стороны государства такие меры социальной поддержки, как набор социальных услуг, бесплатное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечение инвалидов жилой площадью, особый порядок подсчета страхового стажа для лица, которое ухаживает за ребенком-инвалидом.
Остановимся более подробно на данных мерах.
Набор социальных услуг.
Инвалидам дано право выбирать денежные средства либо набор социальных услуг, который имеет конкретное стоимостное выражение (социальный пакет) (п. 9 ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ ). Социальный пакет содержит:
- дополнительную безвозмездную медицинскую помощь, в том числе обеспечение по рецептам врача (фельдшера) требуемыми лекарственными средствами, изделиями разнообразного медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для инвалидов на основании предусмотренного Перечня ;
- предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний (если присутствуют медицинские показания). Путевки предоставляют региональные отделения Фонда социального страхования РФ;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Помимо этого, если инвалиду выдается путевка на санаторно-курортное лечение, лицу, которое должно сопровождать такого гражданина, должна быть выдана вторая путевка и предоставляется право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном, междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ).
Следующая мера поддержки на федеральном уровне – это бесплатное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. На сегодняшний день существует Перечень , в котором представлены реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые могут быть предоставлены инвалиду.
Данный Перечень очень обширен и включает, к примеру, такие технические средства реабилитации, как: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа) и другое.
К услугам можно отнести ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по сурдопереводу.
Еще одна мера поддержки инвалидов – это обеспечение их жилой площадью. Жилые помещения выдаются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и иных важных обстоятельств (ст. 17 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ).
Помимо этого, семьям, которые имеют детей-инвалидов, может быть предоставлена компенсация зафиксированных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере пятидесяти процентов независимо от вида жилищного фонда (ст. 17 Закона № 181-ФЗ).
Еще одна мера социальной поддержки семей, которые имеют детей-инвалидов - особый порядок подсчета страхового стажа для лица, ухаживающее за таким ребенком.
Период ухода трудоспособного лица за ребенком-инвалидом может быть засчитан в страховой стаж для последующего начисления трудовой пенсии (п. 34 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 ).
Федеральным законом от 03.06.2006 № 77-ФЗ была увеличена категория граждан, которые имеют при установленных условиях право на досрочное назначение пенсии по старости – это отец инвалида с детства и опекун инвалида с детства.
На наш взгляд, в нашей стране для отчима либо мачехи, которые воспитывают ребенка-инвалида до достижения им возраста восьми лет, обязаны быть установлены гарантии, оговоренные для родителей в подп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях». Как верно отметил Конституционный Суд РФ в Определении № 231-О , подп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, которые осуществляли социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, которая сопряжена с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
То есть, возможность предоставления мачехе либо отчиму права на досрочную пенсию реализуема лишь в случае, если ребенок-инвалид проживал с данным лицом вместе до достижения восьмилетнего возраста и пребывал на его иждивении.
Второй блок мер социальной поддержки инвалидов, установлен региональным законодательством.
Ряд мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами может быть установлен за счет средств региональных бюджетов. К ним следует отнести, например:
- бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта для инвалидов, а также лиц, которые их сопровождают. К примеру, проживающим в Московской области детям-инвалидам, их родителям либо другим законным представителям, а также сопровождающим лицам в обязательном порядке предоставляется бесплатный проезд в г. Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (ст. 1, п. п. 9, 14, 16 ст. 2 Закона Московской области от 27.12.2017 № 258/2017-ОЗ );
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
3. Международный пакт от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
4. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. -11.02.2013. - № 6. - Ст. 468.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
10. Федеральный закон от 04.07.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» // Собрание законодательства РФ. - 2011. № 23. Ст. 3266.
11. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2006. - № 9. - Ст. 1018.
12. Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» // Российская газета. - № 301. – 15.05.2012.
2. Акты органов судебной власти
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 2. – 2013.
14. Решение от 31.10.2012 Тымовского районного суда Сахалинской области по иску о признании незаконными действий по прекращению выплаты социальной пенсии по инвалидности, признании незаконным отказа в выплате неполученных сумм пенсии, возложении обязанности выплатить неполученные суммы пенсии // Электронный ресурс: http://timovskiy.sah.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=748, дата обращения 15.05.2022.
3. Литература
15. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 5.
16. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47 - 54.
17. Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 101 - 106.
18. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. - М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. - 176 с.
19. Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Электронный журнал «Азбука права». 2016.